Жесткие и амортизационные.
С жесткими более менее понятно. Что касается амортизационных, то они бывют однокоронные или двухкоронные.
У однокоронных вилок ноги держутся короной, расположеной под рулевым стаканом. У двухкоронных вилок - ноги длиннее, и выше рулевого стакана крепятся второй короной.
Двухкоронные иногда называют "трехкоронные", что не совсем верно. В английском используется определение Double Crown (двухкоронная) или Triple Clamp (с тремя захватами). Потом некоторые стали писать Triple Crown. Однако, правильнее - двухкоронная (Double Crown).
Вилка крепится к раме через рулевую колонку. Соответственно, вилки бывают с резьбовым (1") или безрезьбовым штоком (1 1/8", 1.5"). Чаще всего встрчаются вилки с безрезьбовым штоком под стандарт рулевой 1 1/8".
Жесткие вилки бывают обычные (китайские, русские) - барахло. На таких вилках можно разве что за пивом ездить.
Но производятся и специальные жесткие вилки для экстремального использования (для дертджампинга, стрита). Это например FUNN (жесткая вилка под 2-мм ось - редкое явление), DMR, Kona...
Если различать по типу амортизации, то они бывают эластомерные, масляные и воздушные. Это деление весьма условно, так как последнее время встречаются вилки с комбинированой начинкой.
Эластомерные вилки - простейшее устройство, как правило, на дешевых вилках. Всю конструкцию составляют пружины и демпфер - кусок резины (эластомер). В принципе, если вы собираетесь ездить неэкстремально и только летом, то такая вилка вам вполне подойдет.
Масляные вилки - Пружины и масляная ванна. Демпфер представляет из себя картридж, через который перетекает масло. (это очень грубое описание, но т.к. видов картриджей очень много, ограничимся таким определением). Самые приятные вилки, и больше всего подходящие для экстремального использования.
В вздушной вилке роль пружин и демпфера выполняет обычный воздух. Очень легкие и хорошо работают. Подходят для заботящихся о весе велосипеда и техничных райдеров.
Прежде всего, подойдет ли тебе шток.
Если на рулевой у тебя есть гайки - значит тебе нужна вилка с резьбовым штоком 1". Если на рулевой написано 1.5" или OnePointFive и стакан довольно толстый, то тебе нужна вилка под стандарт 1.5" или придется покупать переходник (выпускает, например, FSA) на 1 1/8".
В остальных случаях (чаще всего), нужна вилка под 1 1/8".
Далее, убедись что ты сможешь переставить тормоз со своей старой вилки на новую. Если у тебя раньше стояли ви-брейки, то посмотри чтобы на новой были под них крепления. Если же стояли дисковые тормоза, то для новой вилки может понадобиться адаптер (их сейчас полно разных, стоят от 100 до 900р).
Если покупаете б/у вилку, то прочтите еще и эту статью: О покупке б/у вилок.