Экстремальный горный велосипед




Скоро

20 — 22 октября Pump track (Москва)

4 — 05 ноября Alushta Cup 2017 - Enduro (Алушта)

18 — 19 ноября Листопад BikeSession 2017 (Севастополь)

все соревнования ›

Реклама










Новости

Даунхилл vs. Эндуро по мнению Мартина Мэйеса

17.11.2016 тема: горный велосипед

Противостояние между Даунхилом и Эндуро, возникшее в интернет-битвах и кажущееся надуманным и поэтому забавным, разгорелось и хорошенько подпалило наиболее выдающиеся места многим форумным участникам сражений.
***
Скажите, сколько раз вы сталкивались с выражениями вроде «гей-лайт», «котики» или «отмытые ДХ-шники», щедро раздаваемыми из темных углов интернета комнатными ДХ-экспертами представителям, пожалуй, самого развивающегося вида велосипедного спорта, с известной долей наглости посмевших записать себя в гравити? Вдоволь начитавшись и переведя дух от приступов смеха, вызванного интернет-баталиями, журналисты enduro-mtb.com решили обратиться за пояснениями к Мартину Мэйесу, райдеру GT Factory Racing, гонщику, способному успешно выступать в обеих дисциплинах, и не где-нибудь, а на мировой арене.



Несмотря на многочисленные различия, присущие этим видам спорта, поток райдеров, перетекающих из даунхилла в эндуро и (для большинства эндурщиков ненадолго) обратно, взял своё начало не вчера. Он не слишком полноводен, но и неиссякаем, от главной доминанты Мировой Серии Ричи Рьюда (Richie Rude) до выстрелившего этом году в La Thuille и Valberg Сэма Хилла (Sam Hill). Несмотря на молодость, бельгийский пес Мэйес, на 100% выдрессированный для EWS, также знает о DH не понаслышке. Две победы на этапах Кубка Мира в Форт-Уильяме и серебро на Чемпионате в Андорре при одновременном полном превосходстве на EWS в «юниорах». Свой первый «элитный» год Мартин, выиграв в Finale Ligure, завершает Эндуро Серию четвертым местом и при этом лишь две ступеньки отделяют его от Топ20 Чемпионата Мира по DH, прошедшего в сентябре в Val di Sole. Что как не это даёт ему право рассказать об особенностях каждой из дисциплин и поведать, насколько противоречия между ними соответствуют действительности.



Прежде всего, эндуро, как и даунхилл – это сражения, где старт на несколько сотен метров находится выше финиша, а степень крутизны райдеров измеряется секундомером. Так же их объединяет обилие технических секций, часто требующих ювелирной точности управления байком и полного контроля над трассой. Но на этом сходства заканчиваются и начинаются различия, главное из которых – формат гонки. В отличие от единственной трассы даунхилла, эндуро – это несколько спецучастков, перемещения между которыми зачастую происходят без какой-либо помощи. Даже один тренировочный день (а на самом деле их 2-3) дает возможность даунхильщикам хорошо запомнить и прикатать трассу, тогда как тренировки в эндуро носят почти символический характер, позволяя гонщикам лишь «почувствовать» характер каждого из спецучастков и наметить основные траектории не более, чем приблизительно.


Ещё одно из отличий – пеший просмотр гонщиками трассы даунхилла, во время которого ими осматривается каждый дюйм трассы, и намечаются самые лучшие и самые быстрые траектории.


В эндуро, с его многочисленными спецучастками и перегонами между ними, времени, выделенного на тренировки, гонщикам просто не хватит. Не говоря уже о силах, которые необходимо сэкономить для соревнований.


Таким образом, выходя на старт гонки, даунхильщики на 100% знакомы с трассой и наизусть выучили свои линии.


И после стартового сигнала их результат напрямую зависит от успешного применения знаний полученных во время тренировок.

«Возможность выучить трассу, знание всех траекторий являются, пожалуй, одним из главных отличий даунхилла от эндуро. И, тем не менее, я считаю даунхилл в большей, чем эндуро, степени опасным видом спорта. Здесь вы всегда едете на пределе и намного больше рискуете, даже во время тренировок. В эндуро все происходит спокойнее, не зная трассу полностью, вы часто просто «следуете» её курсом, не теряя контроля. Но не всё так просто, трасса эндуро суммарно длиннее даунхилла, и всего лишь за одну тренировку вам нужно не только много чего запомнить из её особенностей, но и подумать, например, о выборе покрышек, особенно с учетом погоды, часто меняющейся в горах. В эндуро нужно много о чем заботиться самому, но именно этим эта дисциплина мне и нравится»!

В отличие от современных райдеров, даунхильщики 10-летней давности не слишком баловали себя фитнесс подготовкой. Те же, кто до сих пор выступают и сейчас, радикально поменяли своё отношение к тренировкам. Сегодняшний даунхилл, как и эндуро, требует, чтобы райдеры находились на пике своей физической формы, однако подход к тренировочному процессу для этих дисциплин отличается разительно. Когда Мартин решил сконцентрироваться только на эндуро и посвятить себя EWS, изменился и метод его подготовки. Даунхилл в основном требует взрывной энергии и грубой силы, тогда как главное в эндуро с его длинными трассами – это выносливость и стойкость. Конечно, тренировочный план у каждого гонщика индивидуален, но в целом основное время эндурщики проводят в зале или в седле шоссейного велосипеда. Даунхильщики, находясь в зале, больше уделяют время пиковым нагрузкам, а садясь на байк — совершенствуют навыки его управления в самых немыслимых по сложности ситуациях.


Многие часы, проведенные в зале, должны, прежде всего, работать на развитие у гонщика ДХ силы, способной противостоять ударам, получаемым им на огромной скорости.


Не менее важны отточенные на навыки управления байком и концентрация на 100%.


Даунхилл – это всегда максимальная скорость. Любая ошибка приводит к потере времени и ухудшению результата. А может стать причиной досрочного окончания гоночного сезона.


Крепкому и сильному телу гонщика ДХ – крепкий и надежный байк.

«Если бы моя карьера была полностью посвящена даунхиллу, моя подготовка к гонкам была бы совершенно иной. Вероятно, я бы чаще посещал спортзал, но с уверенностью могу сказать, что я не проводил бы столько времени на кросс-кантрийном или шоссейном велосипеде, сколько делаю это сейчас. Работа над техникой катания – один из приоритетных вопросов в даунхилле, иными словами, качество важнее количества».

В последнее время многие райдеры отмечают, что трассы эндуро становятся короче и техничнее, приближаясь по сложности к даунхильным, но это не всегда так. Этапы EWS включают в себя как быстрые трех-пятиминутные ирландские спецучастки, так и длинные 15-минутные секции итальянского La Thuile. Кубок Мира по даунхиллу не знает такого колоссального разброса по длине трасс, но вместе с этим не уступает эндуро в разнообразии, особенно если сравнить относительно гладкие парковые трассы Leogang с «жестью», происходившей на этапе в Mont Sainte-Anne. Впрочем, Мировая Серия Эндуро не останавливается в своём развитии, а её организаторы не скупятся на эксперименты, каждый раз отодвигая границы «дозволенного» и внимательно наблюдая за отзывами гонщиков, чтобы понимать, куда двигать Серию дальше. Да, в целом, трассы эндуро усложняются и выдвигают новые требования к геометрии, ходам подвески и настройкам эндуро-байков. Это не может не играть на руку тру-даунхильщикам, которые могут оказаться быстрее эндурщиков, особенно в технических секциях или на крутых уклонах, изобилующих на недавних этапах Мировой Серии.


Один из примеров, демонстрирующих, что эндуро становится более жестким, техничным и бескомпромиссным.


В то же время жизнь в командном лагере во время эндуро-выходных протекает медленнее и в более расслабленном режиме, чем во время гонок ДХ.


По той же причине это время – одно из любимых и для механиков команд.


Но на спецучастках гонщики включают полный газ. Мартин Мэйес на одном из СУ в Ирландии.

«Даунхилл – это гонка без компромиссов, это в полной мере показывает трасса Форт-Уильяма – жестокая, грубая, не прощающая ошибок и требующая полной концентрации. По даунхильным меркам она сравнительно длинная, но имеет немало «взрывных» участков (особенно последние «прямики»). Трасса мне очень нравится, но я, тренировавшийся для длинных спецучастках и не «заточенный» на спринты, определенно не буду здесь самым быстрым».

В этом сезоне мы видели немало гонщиков ДХ, с различной степенью успешности решивших побаловаться этапами EWS. Прежде всего это - Сэм Хилл и его знаменитые педали-«топталки». Впрочем, победить в Valberg и дважды добраться до подиумов в La Thuille и Wicklow Сэму в какой-то мере помогли и сами трассы, удобные ему – грубые и в избытке предлагающие выбор траекторий. Неплохо в EWS показал себя и Сэм Бленкинсоп (Sam Blenkinsop) из команды Norco, отметившись в разное время несколькими победами на спецучастках и третьим местом на этапе в Аргентине. Трудно сказать, были ли погружены в борьбу или просто приехали покататься другие звезды даунхилла, участвовавшие в EWS 2016, но результатами они, как и предполагалось, не блистали.

Мы выяснили основные особенности, как делающие схожими эти дисциплины между собой, так и отличающие их друг от друга. Ещё один момент, разделяющий их и одновременно делающий их схожими, заключается в байках, их представляющих. Когда Мартин Мэйес – даунхльщик, он использует 210-миллиметровый GT Fury, а в гонках эндуро ему помогает Sanction с подвеской 160мм. Байки имеют несколько общих черт и внешне похожи друг на друга, тем не менее, они созданы совершенно для разных целей. Большой и мощный GT Fury, с бескомпромиссной геометрией, способной противостоять трассам любой сложности и экономить силы и время своего владельца на их преодоление. GT Sanction балансирует на границе двух миров – крутильного и спускового, а его орбита захватывает их оба, в равной степени позволяя не терять уверенности на сложной трассе и без проблем подняться к старту следующей.





«Fury и Sanction имеют много общего. Прежде всего, потому что они оба созданы с одной и той же целью: ехать быстро и ещё быстрее. И оба они со своей задачей отлично справляются, что замечательно! Однако, когда я катаюсь на Sanction, на нем я чувствую себя комфортно, как дома, чего не могу сказать о Fury. Возможно, это связано с тем, что на большом байке в этом году я провел не более пяти уик-эндов, а на Sanction я катаюсь еженедельно в течение трех лет. Это может иметь большое значение, но их основное различие для меня именно в этом».

Ещё одно различие между даунхиллом и эндуро заключается в их освещении. С точки зрения медийности, даунхилл всё-таки был и пока остается королем гравити. Но дело тут не в красивых прыжках или скоростях, ошеломляющих зрителей, а в единственной 2-3 километровой трассе, оснащенной необходимой для съемок инфраструктурой и утыканной видеокамерами, снимающих заезды гонщиков и моментально транслирующих непрерывную картинку. Как на экран на финише, обращенный к трибунам болельщиков, так и по всему миру. А теперь попробуйте представить то же самое на пяти-семи спецучастках EWS, часто проложенных в глухом лесу и удаленных друг от друга, и вы поймете, что сделать это почти невозможно. Тем не менее, EWS продолжает набирать обороты, а организаторы Серии уже создали и привлекли к работе собственную команду операторов, без устали лазающих по холмам и снимающих в течение всего уик-энда, чтобы по его окончанию смонтировать и предоставить зрителям ролик с лучшими моментами, происходившими во время гонки. Причем передвигаются они, как и гонщики эндуро, на велосипедах, в тех же условиях, без какой-либо поддержки и с 20-килограммовыми, набитыми аппаратурой, рюкзаками за спиной.


Об отличиях есть что рассказать и механикам команды GT Factory Racing — Марку Мориссену (Mark Maurissen) и Тому Дункану (Tom Duncan).

Формат эндуро, в котором гонщик на весь день остается один на один со своим байком, делает жизнь командных механиков намного легче, чем их выездные сессии с даунхильщиками. Это связано с тем, что почти вся техническая поддержка гонщикам может быть оказана лишь в тренировочный день, да и в сравнении в ДХ-байками, велосипеды эндурщиков во время гонок страдают и бьются намного реже и меньше.



«Дни, когда мы вместе с командой приезжаем на даунхилл, проходят для нас более напряженно, в существенно большем количестве работ, которые мы проводим для гонщиков и их байков. Замена покрышек и правка колес – наша ежедневная обязанность. В дни тренировок — мойка, детальный осмотр и настройка велосипеда для каждого гонщика. И мы делаем это практически после каждого заезда. Более того, когда райдерам нужно внести какие-либо изменения в настройки, например, подвески, мы, чтобы сэкономить их время, садимся на байки, берем с собой необходимый инструмент и отправляемся к ним сами. Каждый вечер мы полностью перебираем их велосипеды, чтобы снова всё проверить и подготовить к следующему дню» — говорит Марк Мориссен.

В завершении остается сказать, что какими бы разными не были даунхилл и эндуро, как бы высоко не возносили каждую из дисциплин её сторонники и какими бы эпитетами не награждали они своих «оппонентов», все различия исчезают, когда гонщик любой из этих дисциплин находится в стартовых воротах. Застегнутый шлем-фуллфейс, надетая на него маска и сам райдер, ожидающий сигнала к началу заезда, в котором ему предстоит сражение с трассой, секундомером и соперниками на скорости, которую он только сможет развить. Разные дисциплины, разные велосипеды и разные условия, но в этом они схожи. И это – главное, о чем вам следует знать.

Читать комментарии (0) Добавить комментарий

Новое видео

Новое фото

Новые статьи

Голосование

Подвеска?

Rock Shox
Fox
Manitou
Marzocchi
Прочее

Всего голосов: 282

Результаты ›
Другие опросы ›